"Эпохальный" пробег, или Легко ли быть путешественником?

В одном из июльских номеров мы рассказали о мотопутешественнике из Владивостока Игоре Соколове (больше известном как Синус) и его проекте: одиночном трансконтинентальном пробеге по маршруту Владивосток - Санкт-Петербург - Альбек - Гибралтар. На обратном пути Игорь вновь сделал остановку в Тольятти, нашел время, чтобы зайти в редакцию "Семи Верст" и устроить импровизированную пресс-конференцию.

Байкер байкеру друг
- Игорь, твой проект, насколько я понимаю, состоялся?
- Совершенно верно. Весь намеченный маршрут был пройден, что называется, "от и до".
- Ты объехал тринадцать стран, побывал во многих европейских мотоклубах. В чем отличие зарубежных клубов от российских?
- В общем-то, философия везде одинакова: люди просто любят мотоцикл. Вот из этого и следует исходить. Человека, едущего на мотоцикле, любой байкер воспринимает как брата. Для него в принципе не важно, кто ты и чем занимаешься. Подобные взаимоотношения присущи всем байкерам, независимо от национальности. Скажем, совершенно невозможно представить себе ситуацию, при которой байкер, приехавший в чужую страну, остался бы без помощи. Это просто нереально.
- То есть различий как таковых не существует?
- Ну разве что только язык. Впрочем, ни разу не было случая, чтобы я не смог объяснить, что мне нужно, и наоборот. В любом байкерском клубе чувствуешь себя как дома. Только представь: приезжаю в мотоклуб и мне тут же говорят: "Так, вот здесь ты будешь кушать, а там - спать". Это стандарт. А некоторые убеждены в том, что поголовно все русские пьют водку: "О, русский! Из России! Сейчас будет водка". - "Да не пью я" - "Как это не пьешь? Значит, ты не русский". Вот так. Радует сам факт, что человек, собираясь в чужую страну, уверен: все будет нормально и каких-то там особых проблем не возникнет. Это здорово.
- А у нас так же?
- Конечно! Байкерское движение в России тоже предполагает помощь мотопутешественникам. Я довольно часто общаюсь с ребятами, путешествеующими по стране, и знаю (по своему опыту тоже), что байкеры всегда поддержат, куда бы тебя ни занесло. Это как раз и есть - настоящие отношения.
Скажем, в Москве меня встречали тридцать человек. Спрашивается, зачем им понадобилось ехать в холод неизвестно куда? А им было просто интересно пообщаться со мной. Наша встреча прошла замечательно, и я был очень тронут. Или, например, ваши ребята из клуба "Дивизион". Целых четыре часа прождали меня, стоя под дождем! Ночью! Вот это было по-дружески...

Вежливость как гарант безопасности?
- Что тебя больше всего поразило за время путешествия?
- Меня поразила открытость людей. Они готовы с радостью общаться, не зная о тебе ровным счетом ничего.
- Многие отмечают порядок на дорогах.
- За все время поездки меня ни разу не ослепили со встречной полосы, не подрезали, не затормозили перед носом. От любого участника движения чувствуется только доброжелательность. Скажем, если ты летишь под 170 км/ч, водитель впереди идущей машины обязательно уступит дорогу. А почему бы ему не уступить, если он идет на 150 км/ч? Потом тебе же еще улыбнется и рукой помашет: привет, мол. Люди всегда чувствуют, когда ты находишься в затруднительной ситуации. Допустим, нужно выехать со второстепенной дороги на главную, тут же тормознут и фарами моргнут: "Проезжай, пожалуйста". И тебе приятно, и ему хорошо, и настроение у обоих - во!
Как-то раз, когда ехал со своим немецким другом Арнэ по автобану, у меня закончился бензин и пришлось встать на краю дороги. А на автобане, как известно, останавливаться категорически запрещено (в Германии это вообще тюрьмой грозит). Даже скорость сбрасывать нельзя: создашь аварийную ситуацию.
- Кстати, какое на автобане ограничение скорости?
- Как правило, ограничение максимальной скорости составляет 130 км/ч, а на некоторых - 100 км/ч. Так вот, Арнэ помчался за бензином на ближайшую заправку, а я стою и уже жду полицию на вертолетах. Дорожное движение везде контролируется со спутников (а тем более на автобанах). И если где-то возникает пробка, на место происшествия сразу вылетает полиция. Наконец подъезжает Арнэ и на ходу бросает мне десятилитровую канистру. А на дороге между тем никого нет, и я кричу ему: "Разворачивайся прямо здесь!" - "Не могу, это - автобан". И он проехал еще сорок километров до места разворота.
Вот из чего складывается уважение к дорогам и к людям. Арнэ не подвел меня и вместе тем не нарушил правил автобана. Пусть он проехал на восемьдесят километров больше, но не создал аварийную ситуацию. Кстати, в Екатеринбурге за три дня я увидел семь аварий, тогда как в Германии - ни одной. Это о чем-то говорит... Если мы научимся уважать друг друга и придерживаться правил на дорогах, то все у нас тоже будет в порядке.

"Гибралтар... Лабрадор"
- Кстати, как тебе понравился Гибралтар?
- Там такая классная посадочная полоса: самолет садится прямо в море! Гибралтар - английская колония, а Англия, как известно, не входит в Шенгенский договор. И верно говорят: "Кто владеет Гибралтаром, тот владеет всем". Суда, проходящие по Гибралтарскому каналу, по сей день платят Англии "дань". Ну, британской визы у меня нет, а идея посетить Гибралтар есть. Что делать? Подъезжаю к испанской границе: "Так и так. Нужно проехать". Посмотрели документы: "Да проезжай, нам-то что... Вот англичане точно не пропустят". Подъезжаю к английской границе и опять показываю пограничнику документы: "Шенген? Нет, нельзя. Это Англия". - "А что мне делать-то?" - "Вам просто нужно сходить в английское посольство и получить визу, тогда не будет никаких проблем". То есть для того, чтобы получить эту визу, я должен был ехать обратно! Пытаюсь ему что-то объяснить, бесполезно: "Ничем помочь не могу, я здесь на работе". "Ну, - говорю, - ты упрямый, а я еще упрямее. Буду стоять здесь до тех пор, пока не въеду в Гибралтар. Территория тут нейтральная, никто меня не выгонит. Поставлю палатку и буду жить". - "Да я сейчас сменяюсь и ухожу". - "Ерунда. Ты через три дня придешь, а я здесь опять стоять буду". Тот развернулся и ушел в свою будку. А я сижу и жду непонятно чего, темнеет уже, и мысли невеселые в голове... Так прошло два часа. Смотрю, появляется из своей будки и идет ко мне: "Так. Ровно десять минут я буду здесь стоять и смотреть вон в ту сторону". Ну, долго уговаривать меня не пришлось. Завел мотор и - в Гибралтар!
В общей сложности я там находился недолго: так, погулял немного, пофотографировал... Возвращаясь, вновь подъезжаю к тому же пограничнику: "Ты меня пропустил?" - "Я тебя не видел". - "Так я же был в Гибралтаре". - "Ну был". - "Слушай, будь до конца человеком. Поставь мне штемпель, что я был в Гибралтаре". Поставил.

От мыса Рока до Парижа - за двое суток
- На мысе Рокатебе должны были дать какой-то документ?
- Да, мне был выдан сертификат, подтверждающий тот факт, что я посетил самую западную точку Европы - мыс Рока (как его еще называют местные жители - Capa de Roca). Довольно людное место - море туристов. Но дорога, по которой мне пришлось туда добираться, - это нечто особенное. Наши российские дороги по сравнению с мне показались просто отличными.
Я прошел один из самых больших и сложных для меня участков: за двое суток мне удалось преодолеть 2496 километров - от мыса Рока до Парижа. То есть он включал в себя Португалию, Испанию и практически всю Францию.
- Это было запланировано?
- Да нет, просто так получилось. Когда пересекал Французские Альпы, меня угораздило попасть в грозовое облако. Как раз началась сильнейшая гроза, и я попал в самый ее эпицентр. Находясь в облаке, ничего толком разглядеть не мог, кроме яркой вспышки. Такой разряд дивный! Едешь и думаешь: "Вот следующий точно будет моим". И ливень, и боковой ветер, и страшно, и дороги не знаешь... Хорошо хоть разметка. Выезжая из зоны дождя, сразу же попадаешь в зону холодного воздуха. Мы с "Магной" тогда просто заледенели. В прямом смысле. Так что легко представить, в каком состоянии я подъехал к следующей заправке. Подошел с канистрой, как обычно, и жду, когда подадут бензин (а в Европе вначале заправляют бензин и только потом уже платят деньги). Не включают... Нажимаю на какую-то красную кнопочку, и тут же мужской голос из динамика что-то по-французски затараторил. А я, замерзший и вконец измученный, отвечаю по-русски: "Чего, чего... Наливай давай". - "Наливаю". Там, оказывается, русский мужик работал.
- И много соотечественников встречалось на пути?
- Да, в Париже, например. Его с уверенностью можно назвать интернациональным городом, особенно это относится к району Монмартра. Когда я приехал на Монмартр, мне нужно было найти улицу Виктора Моссе, на которой проживал один русский. Встал и думаю, к кому бы обратиться. Вдруг голос за спиной: "Здорово братишка!" Поворачиваюсь - парень у мотоцикла стоит. "Ты, - спрашиваю, - откуда будешь?" - "С Украины". Объяснил ему, что улицу Моссе ищу. "Сейчас найдем. Вася! Олег! Дима! Идите сюда!" Через пять минут меня уже окружили русские люди, человек двенадцать, наверное. И это в самом центре Парижа!

Эх, дороги...
- Что меня действительно поразило, так, это дороги. Я, наверное, "Оду дорогам" на своей страничке. На европейских дорогах предусмотрено все до последней мелочи, с тем чтобы я на максимальной скорости доехал из точки А в точку Б, не повредив при этом мотоцикл, не испортив себе настроения и затратив минимум средств. Вот, скажем, едешь ты и уверен, что этот поворот задуман с таким радиусом, что пройти его можно будет на любой скорости. Ни одного пересечения, ни одного рекламного щита на автостраде. Едешь себе спокойно, даже не думая, что кто-то может броситься под колеса. Автобан, как правило, с обеих сторон огорожен бетонными штокерами: через них не перелезть даже при желании. От леса дорога огорожена колючей проволокой так, что ни одно животное не вылезет.
Чтобы не вертеть по сторонам головой, обозревая живописные места, вдоль дорог устанавливаются специальные щиты, которые вдобавок закрывают от бокового ветра. Есть дороги с обогревом: снег, выпавший зимой, просто стаивает. Так что необходимость расчищать дороги отпадает сама собой.

"Если человек чего-то хочет, то ищет средство..."
- Допустим, кто-нибудь из наших читателей, воодушевившись твоим примером, тоже надумает совершить подобный пробег или же просто съездить в Европу на машине, велосипеде или байке. Твои рекомендации.
- Я не профессиональный путешественник и не могу давать каких-либо советов... Хотя на некоторые моменты мне бы хотелось обратить особое внимание. Скажем, многих людей, отправляющихся в одиночное путешествие, отпугивает языковой барьер. Так вот, не стоит бояться незнания языка. Я, например, пришел к такому выводу: если ты действительно хочешь понять человека, то поймешь, на каком бы языке он ни говорил. А если не хочешь - не поймешь даже на русском.
Собираясь в дорогу, а тем более на машине, сложи все отобранные тобой вещи в одну кучу и безжалостно раздели ее пополам - многое в поездке просто не понадобится.
- Как насчет технической стороны дела?
- Если в дороге вдруг возникли какие-либо проблемы, можно, не раздумывая, обращаться к кому угодно. Всегда помогут. И потом, в Европе действует так называемая "система SOS": на каждом втором километре стоят телефонные автоматы. Если что-то случилось, можно даже ничего не говорить, достаточно просто снять трубку, и службе будет известно, в каком районе произошла поломка. В общем, не бойтесь, езжайте, смотрите мир! Многие обычно говорят: "Я бы поехал, но у меня жена не отпустит", "Я бы поехал, но начальник не поймет", "Я бы поехал, но машина не выдержит", "Я бы поехал, но боюсь не справлюсь". На это можно ответить одной известной пословицей: "Если человек чего-то хочет, то ищет средство, а если не хочет - причину".

Жанна Жижка.  
Газета "7 ВЕРСТ"
г. Тольятти