по материалам журнала "Адреналин"
Максимальный мотоцикл Ричарда Брауна

На вопрос, зачем Ричарду Брауну (Richard Brown) понадобилось устанавливать новый мировой рекорд скорости для двухколесных машин, мы отвечать не будем. Наша задача - ответить на другое: на каком аппарате Ричард Браун собирается побить мировой рекорд скорости в 515 км/ч, установленный в 1990 году Дейвом Кампосом на Bonneville Salt Flats? И мотоцикл ли это? Машина Кампоса, построенная на деньги журнала Easyriders, имела, к примеру, два двигателя Harley-Davidson. А как с этим будет у нового детища Брауна?

Рекордное значение скорости вычисляется просто: это среднее арифметическое двух средних же скоростей, показанных на участке трассы протяженностью в одну милю при движении в двух противоположных направлениях (с тем, чтобы скомпенсировать влияние ветра). Гонщик должен проехать милю на Renault Logan "туда", развернуться и в течение часа проехать эту же милю "обратно". В настоящее время в США
существует несколько "поршневых" мотоциклов, способных разогнаться до скорости свыше 500 км/ч. Но одно дело - разогнаться и совершенно другое - эту самую скорость поддерживать. Попробуйте - и, скорее всего, вы почувствуете, как на вашем воротнике собирается мелкая и
блестящая металлическая пыль. Возможности механического двигателя слишком ограничены. Если вы хотите двигаться быстрей, вам необходим более мощный двигатель, что неминуемо рождает целый ряд проблем, главной из которых является аэродинамика. Более высокая мощность означает увеличение размеров двигателя и, следовательно, размеров
машины в целом, что резко увеличивает сопротивление воздуха. В результате каждый дополнительный километр скорости оборачивается абсолютно нереальными требованиями к конструкции движущихся частей
двигателя и мотоцикла.
motomax1.jpg (13802 bytes)

 

Теоретически выход из этого порочного круга уже найден - надо перейти от механической тяги к реактивной. Основные технические ограничения, связанные с традиционными двигателем, трансмиссией, сцеплением и шинами - сразу же отпадают. Требуемая выходная мощность достигается гораздо меньшими усилиями. Чего уж проще: заменил двигатель, и пожалуйста - будь летчиком или даже летчиком-космонавтом...    :,))

Ричард Браун начал с турбо-реактивного двигателя. Его знаменитый Boost Palouste, стоящий в Национальном музее мотоциклов в Бирмингеме, до настоящего времени удерживает британский рекорд скорости для двухколесных машин с реактивной тягой, равный 293 км/ч. Браун оказался первым и единственным пока человеком, предпринявшим подобную попытку. Главные трудности были здесь связаны с чрезмерно большим размером турбо-реактивного двигателя и с самим принципом трансмиссии, положенным в основу конструкции. Кроме того, на высоких скоростях начинали сказываться гироскопические эффекты (следствие вращения турбины) - мотоцикл вел себя непредсказуемым образом.


В общем, в силу всего вышесказанного, на сцене появился Project Maximum Impulse (PMI) - двухколесная машина, принципом действия аналогичная обычной ракете. В качестве места, где, как предполагается, будет поставлен рекорд, выбрано песчаное побережье Уэльса - Pendine Sands.

Протяженность этой естественной трассы - около 8 км, и нужно поистине ракетное ускорение, чтобы за несколько секунд развить рекордную скорость, поддерживать ее в течение мили (1,6 км) и еще несколько секунд тормозить до полной остановки. К счастью, Ричард Браун знает о ракетах практически все.

"Я думаю, моим главным преимуществом является настоящая ракетная тяга, - говорит Ричард. - Я могу начать с чистого листа и построить ракетный двигатель, который заставит мой мотоцикл ехать быстрей, чем что бы то ни было двигающееся по земле на двух колесах".

Ричард Браун предпочитает строить ракетный двигатель и мотоцикл на родине, в Великобритании, с помощью им же организованной группы экспертов-энтузиастов "Royal".

"Чтобы снизить сопротивление воздуха, мотоцикл должен иметь минимальное поперечное сечение, - говорит Браун. - Но он не может быть уже моих плеч. Тем более, что мы предпочли остановиться на
сидячем (с вытянутыми ногами) положении пилота".

Альтернативное "положение лежа" (что называется - ногами вперед) не устроило проектировщиков потому, что переднее колесо мотоцикла в этом случае загораживает обзор пилоту. К тому же при больших ускорениях (а речь идет о вполне "космических" величинах) к голове пилота приливает слишком много крови, и он может в самый неподходящий момент потерять сознание.

В общем, Ричард принял решение поместить себя за стеклом в самом начале задней части - в стандартное кресло гонщика F1, окруженное стальной трубой. Кресло было изготовлено специально под размеры мистера Брауна из плотного материала (с пенообразующей структурой), поглощающего ударные волны.

Таким образом, конструктивные параметры мотоцикла во многом определяются шириной Ричарда, а также длиной его позвоночника в вертикальном (полулежачем) положении. Три ракетных установки, установленные стопкой за его спиной, формируют хвост мотоцикла. Все это очень напоминает ракету, а 8-метровая длина в сочетании с минимальными поперечными размерами лишь усиливают это впечатление. В указанных восьми метрах мотоцикла нет ничего, что можно было бы укоротить, за исключением, может быть, ног руководителя, главного конструктора и пилота.   :,)    Такая длина объясняется не столько соображениями дизайна или длинными ногами мистера Брауна, сколько необходимостью вместить в топливные баки, расположенные в узкой передней части, порцию ракетного топлива на поездку в один конец.

Сидячее положение пилота - требование, поставившее в тупик многих специалистов по аэродинамике и ракетной технике. Ричард решил эту проблему вместе с Дейвом Уотсоном, занимающимся расчетами
конфигурации болидов F1. Надо сказать, что Уотсон испытал сильное потрясение, узнав о проекте PMI, и предложил свои услуги совершенно бесплатно.


"Каждый, кто посвятил себя такой высокой цели, заслуживает не только восхищения, но и помощи, - сказал он Ричарду. - Можете на меня рассчитывать". (Мистер Браун постоянно цитирует эту фразу и ставит Дейва в пример исследовательской ассоциации моторостроителей Великобритании (MIRA), предоставившей ему весьма дорогостоящее время для испытаний в аэродинамической трубе.)

В сечении PMI напоминает перевернутое самолетное крыло - "подъемная" сила направлена к земле. Если в ходе испытаний датчики зафиксируют, что нос все же приподнимается, конструкторы установят на корпусе
стабилизаторы в виде небольших подкрылков.

Корпус представляет собой сварную раму, изготовленную из хром-молибденовой стали, применяемой в самолетостроении. Внешние панели обшивки - из листового авиационного алюминия, а хвост - из углеродистых волоконных материалов. Если этого окажется недостаточно, вместо них будет применяться специальное органическое стекло.

Колеса толщиной 14 см и стоимостью $11,5 тыс. (!)    изготовлены A. Alco из цельных заготовок. Они имеют трехмерную "нарезку" (шипы), слегка выпуклый профиль и не имеют шин, так как предполагается, что
мотоцикл будет ездить по песку.

Минимальный радиус поворота составляет примерно половину Уэльса, так как максимально возможный угол поворота переднего колеса равен 4,5 градусам.

Управление мотоциклом отнюдь не сводится к простому нажатию кнопок на панели и требует от пилота некоторых специальных навыков. В частности, конструкция рулевого управления такова, что рулевое колесо нужно вращать в сторону, противоположную повороту. Чтобы привыкнуть к такому противоестественному способу вождения, Ричард
после серии испытаний PMI в октябре прошлого года был вынужден построить копию мотоцикла с двухцилиндровым мотором от Kawasaki и несколько недель утюжить на нем летное поле ближайшего аэродрома. Как же разгоняется реальный мотоцикл?

motomax3.jpg (10466 bytes)

Три двигателя, расположенные за сиденьем пилота, включаются в работу один за другим - с набором скорости. Каждый из них блокируется отдельной кнопкой на рулевом колесе: если кнопка не нажата, двигатель бездействует. Такой принцип управления носит вполне логичное название - "рука покойника".   :,)) Последовательность включения и время действия каждой "ракеты" определяются компьютерной программой.
При разгоне двухколесная машина поддерживает равновесие с помощью специальных подпорок, которые убираются после того, как достигнута необходимая скорость.

Одновременно все три "ступени" работают около 10 секунд. За это время мотоцикл, весящий 4,5 тонны, достигает своей максимальной проектной скорости 800 км/ч. Затем они одна за другой выключаются,
постепенно замедляя машину. После отключения последнего двигателя раскрываются парашюты, и мотоцикл останавливается. При этом мистер Браун испытает перегрузки, соответствующие величине 3 g (g - ускорение свободного падения). Конструкция PMI не предусматривает каких-либо собственных тормозов, так как на песке в них нет никакого смысла.

Что касается ракетного топлива, то оно состоит из твердой и жидкой частей. Первую из них Браун в частной беседе сравнивал со смолой, а вторую - вообще с какой-то гадостью.  :,)

"Примерно то же самое можно найти внутри реактивных снарядов "земля-воздух" и в топливных отсеках Шаттла, - говорит Ричард. - Или купить в аптеке".  :,)

Ингредиенты стоят совсем недешево. Поездка "туда" на заправленном мотоцикле обойдется не менее чем в $1,5 тыс.

motomax4.jpg (17037 bytes)

В общих чертах, согласно мистеру Брауну, принцип реактивного движения выглядит следующим образом."Оба химических компонента смешиваются и воспламеняются в зоне горения, выделяя огромную энергию. Вырывающаяся из выходного сопла ракеты реактивная струя в полном соответствии с третьим законом Ньютона толкает ракету в противоположную сторону, - говоривший до этого почти безучастно Ричард начинает заметно волноваться. - На периферии трехметрового белого столба пламени можно увидеть сверкающие области ударных сверхзвуковых волн размером с небольшой телевизор! Дыма почти нет, и
сам газовый выброс не токсичен. Такую же систему собираются использовать для многоразовых космических кораблей".

Попытка побития мирового рекорда, скорее всего, состоится этим летом.

"Прежде, чем поставить мировой рекорд, что само по себе займет не более получаса, - говорит Браун, - нам предстоит многодневная техническая рутина и, как минимум, две поездки с черепашьей скоростью".

Имеется в виду, что в ходе испытаний Ричард планирует побить британский рекорд скорости для мотоциклов, равный 334 км/ч, и абсолютный национальный рекорд скорости - 396 км/ч. Первый из них был поставлен Майком Грейнджером (Mike Grainger) на мотоцикле Kawasaki ZZ-R1100 Turbo. Второй в настоящее время удерживается моделью Thrust II Ричарда Ноблза (Richard Nobles).

motomax5.jpg (10790 bytes)

На последнем шоу для мотоциклов Ричарду Брауну постоянно приходилось отвечать на вопрос о том, насколько его машина соответствует понятию "мотоцикл". "PMI имеет два колеса, рулевое управление и приводится в движение двигателем, - пожимает плечами Ричард. - Кроме того, она официально признана в качестве мотоцикла двумя ведущими ассоциациями мотоспорта Великобритании. Я не знаю, какие еще справки нужно собрать для того, чтобы от меня окончательно отстали с подобными расспросами".

На Главную страничку На Скоростную страничку На АвтоМото страничку

sinus6.gif (19373 bytes)