SINUS.VL.RU / Мои путешествия / Австралийская синусоида

If you don't speak Russian, you can use this on-line translator

Про жару, прохладу, вопросы сантехники и летающие колеса.

С утра зарядил неслабый дождь, а какие были на сегодня радужные планы!!!!

Сейчас я Канберре, столице Австралии и за сегодняшний день хотел доехать до Мельбурна. Это чуть меньше тысячи километров.
Но дождь внес свои коррективы в мой график прохвата и поэтому я сижу в уютном и сухом домике в пригороде Канберры. Здесь живут мои друзья Наташа Аксенова и Шон Висдом. Он австралиец, круто замешанный на шотландцах, ирландцах и англичанах, она – коренная сибирячка из Красноярска.
Кстати, Красноярску от нее большой привет!

Сижу, смотрю на улицу, где потоки дождя низвергаются на самый сухой в мире континент и тупо луплю по клавишам своего ноутбука.

Благословенный дождь

Про Австралию еще говорят, что здесь собрана самая большая в мире коллекция горячего воздуха. Не дам соврать, это так, особенно когда термометр наглым образом зашкаливает и перестает работать после 40-50 градусов жары. Зато самая большая коллекция холодного воздуха наверняка в России!
Отношение к холоду здесь примерно такое же, что у нас зимой к теплу, только наоборот.

Прохлада в Австралии – народное достояние и ее нужно беречь.
Для этого созданы специальные девайсы – кондиционеры в домах, автобусах, поездах, магазинах и прочих местах общественного пользования (правда похоже на разные обогреватели, печки, грелки, тепловые завесы у нас?). Если ты не прикрыл за собой дверь, можешь получить подзатыльник – не выпускай холод!

А ближе к северу на заправках даже продается лед небольшими кусочками. Его насыпают под шляпу и тем самым охлаждают свое разгоряченное воображение. Реально, несколько раз я чувствовал, что мои мозги вот-вот закипят, как чайник на плитке, хотя до настоящей жары я еще не доехал.

Вот такие вот плюшки

Кстати, организм на жару реагирует точно так же, как и на холод – сначала притупляется раекция, движения становятся медленными, как у черепахи, потом мысли начинают вертеться вокруг мысли о том, что как здорово было бы сейчас прилечь и закрыть глаза секунд на 600. Если приляжешь, то результат скорее всего будет тот же, что и при переохлаждении – ты просто откинешь коньки, если они уместны в такую жару. ? Поэтому нужно пить, пить и пить. По литру воды в час, иначе побежишь искать свои коньки. Причем если пьешь сок, толку мало. Известен случай, когда исследователи центральных районов континента взяли с собой в экспедицию не воду, а сок и фрукты. Никто не вернулся домой. Даже представить сложно – ведро воды нужно влить в себя за день пути под палящим солнышком. Я что, верблюд???

Во, вспомнил кстати… В мото-магазине видел интересное приспособление для путешествий по жаре на мотоцикле - рюкзак с трубочкой под названием «верблюжий горб».

Вот такой вот горбик

В нем есть отделение, куда заливается вода и через трубочку ты можешь, не слезая с мотика, пополнять свой водный баланс в организме. А вот как с обратным процессом поступать? Тоже не слезая?

Вообще, вода и холод – здесь самые ценные понятия.
К примеру, стоимость дома с видом на воду значительно выше, чем прайс на точно такой же дом, но с видом на дорогу.

Про экономию воды можно написать целый рассказ – например, поливать свой сад-огород можно только через день – жители домов, расположенных на четной стороне, поливают свои лужайки по четным дням, нечетные – по нечетным.
Возле домов стоят огромные пластиковые и металлические баки, куда собирается дождевая вода с крыши. Такого запаса должно хватить на все время засушливого жаркого лета. Австралийцы очень ценят дождевую воду и очень трепетно относяться к ее расходованию. Она же с неба, а значит практически дистилированная, ею и голову отлично мыть (эта затея не для меня), и в аккумулятор можно безбоязненно добавлять. Других запасов воды тут нету – немногочисленные речки обычно пересыхают и каждый должен рассчитывать только на свои силы.
В сельских районах там и сям стоят огромные крутящиеся ветряки – за счет силы ветра они выкачивают на поверхность воду из глубоких скважин.

Ветряк

Она очень сильно минерализированна и поэтому ее чаще используют как техническую воду и наполняют ею небольшие искуственные водохранилища – водопой для овец и коров.
Централизованный водопровод конечно тоже есть, но только в крупных городах, да и то, повсеместно установлены счетчики расхода воды. Не пошикуешь сильно...

Очень прикольно решена проблема с конструкцией унитазных бачков – обычно на крышке расположены две кнопки – одна нормальная, а другая кнопка хитрая – при ее нажатии сливается не вся вода из бачка, а только половина, для экономии. Я называю эти кнопки – «для крупняка» и «по-малой».
Здания , особенно в сельской местности, часто устанавливаются на сваях – для того есть несколько причин – во-первых, дом продувается снизу, что дает дополнительную прохладу; во-вторых, в сильный дождь, потоки воды не затопят твое жилище и в-тетьих, всегда можно заметить, когда муравьи-термиты (здешний бич деревянных конструкций), начнут строить свои термитники, с целью плотно пообедать твоим домиком.

Обгореть в Австралии можно довольно быстро – через час пребывания на солнышке ты будешь похож на хорошо зажаренный аппетитный бифштекс. А все почему?
Потому что Австралия имеет над собой огромную дырку в озоновом слое.

Островки тени

Озон, как известно, не пропускает к поверхности губительные для всего живого ультра-фиолетовые лучи. Возникает вопрос, а почему это над Австралией озоновая дырка в небе есть, а над Приморьем, скажем, ее не замечается?
Эта тема очень болезненна для австралийцев.
Дело в том, что Австралия богата углем и вся энергетика материка держится за счет тепловых электростанций. Что и оказалось завязанным в клубок противоречий – производя электричество, жгем уголь, загрязняя окружающую среду, четверг и пятницу и уничтожая этим самым и без того жидковатый озоновый слой, получаем в итоге выжженную пустыню.
Кстати, электростанции строят прямо в районах залежей угля и при таком раскладе не требуется использование железнодорожного транспорта – уголь добывается прямо тут же, а доставляется к топкам на транспортерных лентах.
Если прикинуть фиг к носу, то протянуть провода ЛЭП и подать энергию к потребителям получается дешевле, чем построить железную дорогу и гонять по ней груженые углем составы.
Или у нас железная дорога столь дешева?

Если говорить про другие альтернативные источники питания для компьютеров, тостеров и телевизоров, то сейчас экологи и энергетики разработали несколько интересных проектов.
Для начала, на территории австралийского материка по заявлению правительства никогда не было и не будет атомных электростанций. На мой неискушенный взгляд – правильное решение – зачем строить у себя под задницей ядерную бомбу? Чернобыль здесь знают и помнят. Ну, а раз нету атомного электричества, а телик смотреть хочется, значит надо придумывать другие способы получения энергии.

Их несколько – во-первых, конечно, это знаменитые и практически халявные гидроэлектростанции. Но их косяк в том, что речек достойных типа Ангары, Волги или Енисея тут мало, поэтому строят специальные каскады из дамб и гидроузлов и юзают по полной программе в хвост и в гриву одну-единственную более менее крупную речушку Муррей (Murray).

Вторая альтернатива угольным станциям – ветро-генераторы. У них тоже есть несколько недостатков – сами генераторы очень дорогие; если ветра нет, тока нет тоже; сложность в обслуживании, да и вибрация от их работы не лучшим образом влияет на окружающую среду. Кстати, когда я гонял по Европе, заметил, что эта тема там очень живая, хоть и не безукоризненна.
Если интересно, то здесь чуточку я написал про европейский ветер

Следующая возможность производить энергию в Австралии как бы лежит на поверхности – солнечные батареи. Здесь вообще чудеса придумали! На крышах многих домов по согласию владельцев устанавливаются панели из солнечных батарей. В доме находится электро-накопитель, работающий по принципу блока бесперебойного питания от компьютера. Дальше вообще все замечательно – в любое время суток элекстричество накапливается в акуумуляторах и потребляется по мере надобности. А вот невостребованная тобой энергия по проводам стекается в один большой централизованный накопитель, из которого могут получать энергию все желающие. Но главный прикол в том, что если ты потребляешь эту энергию, ты платишь деньги, а если сдаешь в центральный сберегательный электро-банк, то денюжку платят тебе. Классно! Уехал в отпуск, погулял, вернулся и получил копеечку за сданную энергию. Или, например замкнуло что-то и дом твой сгорел...

И, наконец, самые последние разработки в области промысла электричества. Не зря же побережье Австралии считается самым главным серфингистским раем в мире. Пока не забыл – высоту волны сообщают даже в прогнозе погоды. Зашла такая волна в специальный канал, крутнула генератор, вышла, опять крутнула, и так постоянно. Вот тебе и электрификация всей страны. Вот тебе и лампочка Ильича в самых дальних аборигенских поселениях. А... Вот вспомнил еще... Лампочки здесь не совсем такие как у нас – у нас на цоколе резьба, а здесь она цоколем вставляется в патрон и проворачивается на манер автомобильной. Хохма была, когда я тут на днях пытался такую лампочку выкрутить. Долго долбался по незнанию, но все равно успешно справился с этой задачей, хоть лампочку и поломал...

Ну и напоследок, расскажу про небольшое происшествие, которое случилось на подъезде к Канберре. Выбравшись из лабиринтов дорог, дорожек и просто хреновеньких грунтовок на шикаршую двадцать пятую бетонку, я притопил овса и пошел с единственно разумной скоростью 150 км в час при разрешенной здесь сотке. Когда впереди меня замаячил очередной эйтинвиллер (грузовик-восемнадцатиколесник) с высоченной фурой, я включил правый поворот (ты не забыл, что здесь левосторонее движение?) и начал уходить на правую полосу. В этот момент у засранца-дальнобойщика разорвало одно из его восемнадцати колес и оторвавшийся протектор весом килограммов на 40-45, полетел в мою сторону с явным намерением доказать мне, что на дороге все равны. Обделаться я не успел, но зато умудрился заложить столь крутую синусоиду, что столкновения с резиновым снарядом каким-то чудом избежал и горячее взорванное колесо с явным сожалением пролетело всего лишь в нескольких сантиметрах от меня.

Остатки колеса

Засранец так и не заметил потери одного своего колесика и упылил дальше.
- Счастливого пути, брат!- подумал я ему вслед, когда все же остановился на обочине.
Все хорошо, что хорошо кончается!
Дождик тоже кончился, скоро выезжаю в Мельбурн...
Жди обновлений!

  

 

SINUS.VL.RU, Владивосток, 2004-2005